Современный светодизайн: как правильно выбрать светильники
Вообще само понятие дизайн света достаточно сложное и многогранное. Оно включает в себя множество тонкостей и нюансов. Мы не смогли пройти мимо этой интересной темы и расспросили практикующего светодизайнера и амбассадора бренда Donolux Александра Масленникова о световом дизайне помещения, о видах освещения/светильников, купить дизайнерские светильники узнали основные правила освещения, какие светильники подходят для того или иного помещения и на какие параметры стоит обращать внимание при покупке светильников.
— Александр, как амбассадор компании Donolux, расскажите, пожалуйста, чем интересен этот бренд и чем он отличается от того, что на сегодняшний день есть на рынке?
Главная особенность Donolux заключается в том, что много внимания уделяется тонкостям и нюансам. Каждый светильник продуман до мелочей. Например, если брать магнитный трек, то его контакты защищены от коррозии. Такие тонкости — именно то, в чем проявляется основная изюминка бренда.
— Что такое свет и светодизайн?
Свет, светодизайн – это междисциплинарная наука, которая одной ногой стоит в технике, где правят Ватты, люмены, люксы, а второй – в эстетике и дизайне. Я глубоко убежден, что светом можно как преобразить помещение, так и его испортить. Если мы говорим о коммерческом пространстве, например, ресторане, то там очень важно сделать точечное локальное освещение. Например, купить дизайнерские люстры установить акцентный свет над столами. Он создаст хорошую освещенность, позволит избежать дикого тенеобразования, добавит объема и выгодно подсветит еду. Однако, выстраивая локальное освещение, следует учитывать и тип поверхности, которую вы хотите осветить, и то, на какой высоте вешать светильники. Если она широкая, или вытянутая, например, барная стойка, то обычные круглые светильники не подойдут, в этом случае нужно повесить линейные модели, обеспечивающие навигационный свет. По высоте, нужно смотреть, чтобы они не были слишком низко или, наоборот, высоко.
— На какие параметры следует обращать внимание при выборе источников света?
Во-первых, выбирая источник света, следует обращать внимание на его качественные характеристики, а именно, насколько хорошо он отображает цветовые оттенки, на индекс цветопередачи. Чем выше он будет, тем правильнее будут исходные значения.
— А у какого источника самая лучшая цветопередача?
Идеальный искусственный источник света – лампа накаливания. У нее индекс цветопередачи – 100. Когда она появилась, это был настоящий прорыв. Но со временем технологии шагнули вперед и стали появляться люминесцентные лампы, а сегодня мы вообще говорим о светодиоде. Индекс цветопередачи светодиода бывает и 80, и 90, и 95. Такие значения позволяют комфортно ощущать себя в пространстве sun-prime.ru. Если в помещении с искусственным освещением вам некомфортно, то, скорее всего, у светильников пониженный показатель индекса цветопередачи.
— Возвращаясь к параметрам, на что еще следует ориентироваться при выборе освещения?
Следующий качественный параметр — это пульсация. На физическом уровне его очень сложно отследить. Сейчас попробую объяснить. Если мы длительное время присутствуем в помещении с пульсирующим источником света, то это может негативно сказаться на нашем здоровье. У людей, находящихся более 4-х часов в пространстве с высоким процентом пульсации могут возникать мигрени или синдром «сухого глаза», что в дальнейшем может привести к очень неприятным последствиям. Пульсация регламентируется СНИПами.
Индекс цветопередачи и пульсация – это то, что нужно знать про качественный свет.
— Из чего складывается светодизайн. Каковы основные слои?
Хороший современный светодизайн – это несколько уровней света. Если брать жилое помещение, то мы с вами привыкли, что по центру помещения должна обязательно быть люстра. И в каких-то случаях – это идеальное решение. Например, в классическом интерьере, люстра воспринимается как настоящий арт-объект и продолжение интерьера. Какая же классика без люстры? Если же мы говорим про минимализм, то, скорее всего, про люстру мы забываем. В данном случае речь будет идти о минималистичных интегрированных светильниках, которые убирают за потолок, с минимальным UGR. Это еще один важный параметр, который определяет индекс блескости (GR). В интерьере очень важно избежать блескости, ярких источников света, которые будут слепить глаза. Вообще грамотный светодизайн строится на использовании нескольких приемов освещения. И ограничиться в интерьере одной трековой системой, светодиодами или подвесным светильником не самый лучший вариант.