Правда о Volkswagen и нацистах - Автоцентр МСК

Правда о Volkswagen и нацистах

В последнее время о Volkswagen много говорят. Противники марки, открыто радующиеся разразившемуся дизельному скандалу, часто указывают на ее прошлое. И особенно связь немецкого производителя с нацистами и их лидером Адольфом Гитлером, которого даже часто называют создателем бренда. С помощью Ялопника постараемся выяснить, насколько все это правда.

Правда намного сложнее банального объяснения того, что нацисты основали Volkswagen. Утверждения о том, что компанию чуть ли не покровительствовал Гитлер, также не очень соответствуют действительности. Большинство фотографий фюрера в машине было сделано на Mercedes. Другой немецкий бренд Opel, также работал в то время на правительство Германии. Не говоря уже о том, что у самого Генри Форда есть поздравительная открытка от Гитлера за его работу.

Фундаментальная идея Volkswagen — сделать народный автомобиль. Это одна из целей, поставленных фюрером, благодаря которой бренд получил свое имя. Но он появился задолго до нацизма — с выпуском первых серийных автомобилей. Попыткой сделать такую машину является Oldsmobile Curved Dash, появившийся в 1905 году. А выпущенный вскоре — в 1908 году, Ford Model T стал первым по-настоящему популярным автомобилем.

Даже в Германии идея создания такой машины не принадлежала Гитлеру. Примитивный и во многом напоминающий легендарного Beetle — Hanomag Kommisbrot, появившийся в 1925 году. В качестве предшественника «жука» можно упомянуть и Standard Superior, который даже рекламируется словом «volkswagen». И он тоже предстал перед нацистами.

Еще одно распространенное заблуждение — это то, что Адольф сам разработал автомобиль, который позже стал VW Beetle. Гитлер сделал несколько набросков, и они немного похожи на финального «Жука». Однако их сходство с Mercedes-Benz 130H гораздо серьезнее. Кроме того, фюрер не является автомобильным инженером, поэтому он никак не мог придумать что-то подобное.

Еще одно популярное утверждение — автомобиль спроектировал Фердинанд Порше. Это близко к истине, но не совсем. Дело в том, что Porsche с помощью Эрвина Коменда создала автомобиль, который со временем стал Beetle, но в данном случае это не вопрос самостоятельной работы. Фактически, конечный результат объединяет идеи дизайнеров со всей Европы и особенно Германии.

А основу в 20-х годах прошлого века положили машины обтекаемой формы, созданные Эдмундом Румпелем. Форма шасси, заднее расположение двигателя, воздушное охлаждение и конструкция в виде скарабея изучались в то время рядом конструкторов. Автомобильный журналист и дизайнер Йозеф Ганц начал строить для Адлера автомобили, похожие на Beetle. Ганц — еврей, и нацисты делают все возможное, чтобы стереть его участие в автомобильной истории Германии, в которую он внес значительный вклад.

В свою очередь Mercedes выпускает уже упомянутые 130H, а также 170H. Чешская Tatra производит большие и красивые автомобили с установленным сзади V8 с воздушным охлаждением. Именно Tatra поразила Гитлера и вдохновила Фердинанда Порше. Это вдохновение побудило VW выплатить чехам 1 миллион марок в 1965 году в рамках судебного урегулирования.

Что касается самого Volkswagen, то он тоже не был создан нацистами, несмотря на заявления. Когда Гитлер захотел создать «народный автомобиль» (как выяснилось, это была не его идея) и поручил эту задачу Porsche, конструктору понадобился завод и организация для этого. Так эта организация получила название Kraft durch Freude (KdF), что означает «сила через радость».

Фактически это уже существующая компания, которая занимается организацией туристических поездок и наймом проституток. Цель — улучшить жизнь рядового гражданина Германии. То же нацелено на создание «народной машины», которую со временем переименовали в KdF-Wagen. А население получает специальную схему сбережений, позволяющую покупать машину.

Рядом с Фалерслебеном был создан целый город. Построен огромный завод и бараки для проживания людей. Сейчас кто-то подумает — это сделали нацисты и соответственно создали Volkswagen. Правильно, и это не так — никакого «гражданского» Beetle под KdF не строили. Никто!

Начинается Вторая мировая война, которая практически убивает KdF. Завод начал производство военной техники, в том числе нескольких вариантов Beetle / KdF. Однако они использовались в качестве командирских машин для армии и не продаются обычным гражданам.

В разгар войны на фабрике, как и по всей Германии, царил хаос. город был переименован в Вольфсбург и расположен в районе, находящемся под британской оккупацией, и люди отчаянно ищут работу. В конце концов, компания начала работать под руководством майора Ивана Херста, и первые «гражданские» автомобили не были произведены до тех пор, пока нацисты не вышли из игры. Постепенно управление заводом перешло к новым властям Германии.

Хайнц Нордхофф, бывший сотрудник Opel, вступил во владение, а вскоре после этого и Volkswagenwerk AG, которая начала выпуск первых Beetle, Ghia и других моделей. Чтобы добраться до тех машин, которые сейчас движутся по дороге.

Руководства по ремонту разных моделей Фольксваген можно найти ЗДЕСЬ.