Историко–культурные основы развития народной музыкальной культуры Узбекистана - Автоцентр МСК

Историко–культурные основы развития народной музыкальной культуры Узбекистана

Музыкальная культура Узбекистана зародилась в глубокой древности. Об этом свидетельствуют памятники материальной культуры, обнаруженные на территории страны. Узбекские песни тесно связаны с музыкальной культурой всей Средней Азии, но в то же время она глубоко своеобразная. В музыкальном наследии узбекского народа, как и многих других народов Востока, различаются два крупных пласта – фольклор и профессиональное искусство устной традиции (макомы и другие произведения развитой формы). [1, c.15]. В период 1860 – 1917 гг. после присоединения Средней Азии к России этнографы и путешественники, побывавшие в Средней Азии в XIX и начале XX веков, заинтересовались и музыкальными инструментами, изучая быт местных народов. В книгах венгерского учёного А. Вамбери «Очерк о жизни и нравах Востока», В. Наливкина «Очерк быта женщины оседлого туземного населения Ферганы», Н. Лыкошина «Полжизни в Туркестане», определенное место отводилось и художественному наследию, народным традициям, состоянию узбекского музыкального инструментария. В частности, они отмечали, что музыкальные инструменты – дутар и кобыз можно встретить почти в каждом доме, что говорит о широком распространении домашнего музыцирования, обучение которому осуществлялось на слух.

В Узбекистане музыкальные инструменты богаты и разнообразны. Среди струнно-смычковых – гиджак, сато, кобуз, сетор; струнно-щипковых – домбра, дутар, танбур, уд, рубабы афганские (или бухарские) и кашгарские; струнно-ударных – чанг; духовых язычковых – сибизик, буламан (балабан), сурнай, кошнай; духовых флейтовых – най, гаджир-най; медных духовых – карнай; ударных – дойра, нагора, чиндаул, сафаиль, кошук и другие. Характерная особенность узбекских ансамблей – игра в унисон. На основе родства инструментов по звуковым и другим признакам в Узбекистане (как и в Таджикистане) сложились две группы ансамблей:

а) ансамбли довольно резко и громко звучащих инструментов (карнай, сурнай и нагора или дойра). Такие ансамбли (в разном составе) выступают на открытом воздухе – на площадях, улицах, во дворах. Они сопровождают большие традиционные празднества, различные обряды, улично-зрелищные представления. Каждый из инструментов выполняет самостоятельную функцию: сурнаю поручается мелодия, нагоре – усуль (ритмического построения, повторяемые на протяжении всего произведения и подобающие его метроритмике), карнай – своеобразные фанфары, совпадающие зачастую в своей ритмич. основе с усулем, исполняемым дойрой;

б) ансамбли Узбекские хиты инструментов сравнительно мягкого звучания (почти все инструменты, не входящие в первую группу) в весьма разнообразных сочетаниях. При любом составе обязательна дойра исполняет усуль. Ансамбли этой группы играют в основном произведения жанров, не связанных с обрядами, церемониальными процессами. В узбекском традиционном оркестре народных инструментов (играет в унисон в 2-3 октавы) разнообразие звучания достигается благодаря включению в него различных групп инструментов.

Систематизировал узбекские инструменты известный российский и советский музыковед один из крупнейших фольклористов (этномузыковедов) Беляев В.М. в книге «Музыкальные народные инструменты Узбекистана». Он предложил следующую классификацию:

? Духовые инструменты; най, кошнай, карнай, сурнай;

? Струнно-щипковые инструменты; дутар, саз, чанг;

? Струнно-смычковые инструменты; рубаб, танбур, гиджак, сато;

? Ударные инструменты; дойра, нагора, кошик, кайрок, ликоп, сафоил, патнис, лаган, занг, балан, суяк чангкобуз, рез ногора.

Самое значительное собрание музыкальных инструментов того времени – коллекция А.Ф. Эйхгорна, военного капельмейстера. В ней собраны и описаны почти все узбекские музыкальные инструменты.Эйхгорн описывает их так. Дутар – Эйхгорн причисляет к роду лютни с двумя витыми струнами и с большим корпусом, имеющим форму полгруши. Гиджак – к струнно-смычковым инструментам, имеющим три струны (наподобие персидской кеманчи). Рубаб – к роду мандолины (имеется в виду рубаб бухарский или афганский). Сурнай – как деревянный духовоймузыкальный инструмент с тростниковым пищиком. Кошнай – как двойную тростниковую флейту. (Эйхгорн замечает, что на таких флейтах (кошнаях) узбеки искусно подражают пению). Карнай – как военная труба жителей Средней Азии, имеющая прямую форму, употребляемая как сигнальный инструмент, при торжественных случаях, во время военных походов. Чирманда (дойра) – по описанию музыканта – инструмент, напоминающий ручные литавры древних египтян (как тамбурин с кольцами на обруче инструмента) употребляемые узбеками для аккомпанемента пению и исполнения плясовых мотивов uzhub.net. Инструмент «нагора» Эйхгорн определяет, как две меленькие глиняные литавры с двумя ударными пленками. Сафаиль он причисляет к кольцевидным погремушкам, пришедшим из Кашгара. Чанг музыкант-этнограф называет излюбленным музыкальным инструментом девушек. В коллекции Эйхгорна представлены танбур как трехструнный инструмент с плектором (нахуном), най, сарбознай – как древнейшие музыкальные инструменты, встречавшиеся в египетских памятниках.