Управление бизнес-процессами: методы и инструменты - Автоцентр МСК

Управление бизнес-процессами: методы и инструменты

В сфере анализа бизнес-процессов распространено мнение, что в последние годы появилось множество новых, более эффективных управленческих подходов. Корректнее было бы сказать – появляются технические инструменты, расширяющие границы применимости методов, открытых десятилетия назад, но имевших узкое применение из-за сложности их информационно-технологического сопровождения.

управление бизнес процессами впервые было упомянуто Анри Файолем в книге “Общее и промышленное управление”, изданной в 1916 году. В ней были систематизированы решения, позволившие превратить горно-металлургическую компанию в лидера отрасли, находившуюся, на момент его прихода в компанию, на грани банкротства. Были в тот период и исследователи, узко специализировавшиеся на операционном менеджменте, статистическом подходе и других аспектах управления.

Во второй половине ХХ века стал актуален уклон в агрессивный маркетинг. Фундаментальные научные труды дробились на несамодостаточные фрагменты, оборачивались в маркетинговую упаковку, объявлялись новейшими достижениями научной мысли и продавались, как коммерческий продукт. В итоге профессиональный уровень менеджмента стал ограничиваться знанием своей предметной области и личным опытом. Путь к использованию научно-экономических разработок был заблокирован информационным шумом. Для упрощения продажи продуктов, тем же шумом менеджмент был дезориентирован в выборе решений, предлагаемых консалтинговыми компаниями.

После изучения множества книг, статей, разной степени информационной зашумленности, и наработки практики, была сформирована универсальная структура системы управления процессами. Она не противоречит ни практике бизнеса, ни теоретическим течениям. Это “скелет”, в который вписывается любая операционная деятельность. В то же время, рейтинг курьерских служб в его рамках можно задействовать те научно-экономические наработки, которые актуальны для конкретной специфики бизнеса.

Противопоставление фрагментарных подходов – главная проблема современной бизнес-аналитики, нередко превращающая ее из нормальной профессиональной деятельности в планово-убыточный шоу-бизнес. Система управления, с опорой на представленную модель, позволяет в рамках одной организации использовать разные подходы для разных процессов, не противопоставляя, их друг другу.

Должен отметить, представленная модель актуальна для повышения эффективности операционной деятельности, ограниченно-полезна в сфере продаж и неприменима для проектной деятельности.

Подробное рассмотрение каждого типа анализа достойно самостоятельных статей, в рамках этой опишу лишь их суть и решаемые задачи.

Функциональный анализ процессов

Цель: оценка того, насколько рационально организованы действующие процессы, поиск более эффективных способов их реализации.
Источник данных: графические модели бизнес-процессов.

При бумажной регламентации, модели теряют актуальность через 3-6 месяцев, и проведение анализа обычно требует повторного описания процессов с отрывом от работы исполнителей на интервьюирование. Системы BPMS, в силу логики своей работы, http://crmbox.ru/ обеспечивает актуальность моделей процессов в любой момент времени.

Пример: анализ процесса продажи оборудования для торговли, и услуг по его регистрации в налоговой инспекции, выявил следующее. Менеджеры по продажам одновременно выполняли ряд функций:
Прием звонков покупателей, консультирование их, согласование содержания сделки и ее реквизитов;
Подготовку пакета документов по сделке;
Координацию работы курьеров по доставке документов и товаров, приему наличной оплаты и проведению регистрационных действий в налоговых инспекциях;Формальное нарушение “принципа разделения труда” в данном случае было уместным и эффективным решением. В период максимального потока звонков, подготовка документов откладывалась, и приемом звонков занимался весь отдел продаж. Когда звонков становилось меньше, высвободившиеся менеджеры работали над подготовкой документов для сопровождения сделок, согласованных по телефону.

В зависимости от набора услуг, для каждой сделки готовилось до 22 документов. В существующей информационной системе для этого требовалось 350 кликов мышью и 25 минут рабочего времени. Разработка модуля информационной системы, позволяющего формировать весь пакет, снизила трудозатраты на эту операцию в 8 раз.

В исходном виде процесса, подготовку части документов менеджерам приходилось откладывать на конец рабочего дня, нередко задерживаясь на работе до 20:00. Далее, курьер доставлял документы клиенту на подпись и оплату. Документы, подготовленные до 17:00 текущего дня, доставлялись клиенту на следующий день. Документы, подготовленные позже, доставлялись “через день”. При такой организации, от устного согласования сделки до ее подтверждения подписью клиента и оплатой проходило 2-3 дня.

Доработка информационной системы, помимо снижения себестоимости процесса, легла в основу ряда мер, снизивших в 24 раза время от звонка до фиксации сделки подписью клиента. С 2-3 дней до 2-3 часов. Такая организация снизила риск отказа клиента от устного соглашения и косвенно увеличила объем продаж.