Электронная очередь — это комплекс программ, позволяющий управлять потоком посетителей. Главной целью системы электронной очереди является направление посетителей внутри организации и получение информации о наиболее востребованных услугах, время их оказания.
система очереди помогает избежать скопления людей в местах приёма посетителей и организовать более цивилизованный порядок обслуживания клиентов. Системы в основном применяются для распределения, оптимизации и учета клиентов в очереди и вызова их к окнам обслуживания с помощью звукового сигнала и визуального отображения индивидуального номера очереди клиента. Наиболее типичные применения подобных систем: кассы по продаже ж/д и авиабилетов, кассы приема платежей, государственные учреждения, сервис центры по оказанию услуг на вокзалах, офисы крупных фирм, банки, пункты регистрации автотранспорта (ГАИ) и др.
Предлагается внедрить подобные системы в энергосбытовой компании.
Разрабатываемый комплекс информационных программ должен обеспечивать работу пользователей трех категорий: администратор, оператор и клиент.
Администратору должны быть доступны следующие функции:
- управление доступом к системе;
- создание, редактирование и удаление справочников: «Окна ЦОК» и «Виды работ ЦОК»;
- добавление, редактирование и удаление данных о работниках ЦОК;
- сопоставление работника с выполняемыми работами рабочем месте.
Оператору должны быть доступны следующие функции:
- отслеживание клиентов стоящих в очереди;
- вызова клиента из очереди;
- завершение работы с клиентов.
Клиенту должны быть доступны следующие функции:
- получение талона с номером очереди;
- отслеживание продвижения очереди.
При проектировании системы были выявлены акторы для обозначения согласованного множества ролей, которые могут играть пользователи в процессе взаимодействия с проектируемым комплексом информационных программ электронной очереди.
На рис. 1 представлены основные кандидаты в акторы комплекса.

Оператору панель вызова клиентов доступна после регистрации администратором учетной записи. После авторизации ему будет доступно вызов клиентов, вставших в электронную очередь. Клиент после выбора нужной услуги получает талон с номером очереди и ожидает вызова оператором.
Диаграмма вариантов использования показана на рис. 2.

Детальная структуризация вариантов использования представлена на рис. 3

Вариант использования представляет собой последовательность действий, выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом). Вариант использования описывает типичное взаимодействие между пользователем и системой. В простейшем случае вариант использования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел реализовать [1].
Диаграммы взаимодействия являются моделями, описывающими поведение взаимодействующих групп объектов. Как правило, диаграмма взаимодействия охватывает поведение только одного варианта использования. На такой диаграмме отображается ряд объектов и те сообщения, которыми они обмениваются между собой в рамках одного варианта использования[3].
Диаграмма взаимодействия (последовательности действий) администратора и оператора при создании учетной записи оператора, представлена на рис. 4

На рис. 5 представлена диаграмма последовательности действий оператора и клиента при взаимодействии с очередью.

Описание реестра вариантов использования позволяет перейти к разработке концептуальной модели.
Проектирование концептуальной модели предметной области основано на основе анализа решаемых задач по обработке данных. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области [4].
Самой популярной моделью концептуального проектирования является модель «сущность-связь» (ER-модель), она относится к семантическим моделям. Основными элементами модели являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).
В разрабатываемой базе данных определим 5 сущностей: пользователи, вид работ, окна, очередь, пароли администратора.
Сущность «Пользователи» хранит данные учетных записей операторов, атрибуты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Атрибуты сущности «Пользователи»
Имя поля | Данные | Тип |
id | Счетчик | int |
Fio | Ф.И.О. оператора | varchar |
login | Имя учетной записи | varchar |
password | Пароль учетной записи | varchar |
okno | В каком окне работает | int |
vidrab | Вид выполняемой работы оператором | int |
Сущность «Вид работ» используется для хранения информации о видах работ проводимых в центре обслуживания клиентов, атрибуты представлены в таблице 2.
Таблица 2. Атрибуты сущности «Вид работ»
Имя поля | Данные | Тип |
id | Счетчик | int |
vidrab | Вид выполняемой работы в ЦОК | varchar |
Сущность «Окна» используется для хранения информации о названии рабочих мест операторов в центре обслуживания клиентов, атрибуты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Атрибуты сущности «Окна»
Имя поля | Данные | Тип |
id | Счетчик | int |
okna | Название рабочих мест в ЦОК | varchar |
Сущность «Очередь» хранит информацию о клиентах занявших места в очереди и их статус, атрибуты представлены в таблице 4.
Таблица 4. Атрибуты сущности «Очередь»
Имя поля | Данные | Тип |
id | Счетчик | int |
Nomer | Присвоенный номер | int |
idrab | Идентификатор оператора обслуживающего клиента | int |
data | Дата обращения | date |
vremin | Время когда занял очередь | time |
vremik | Время окончания обслуживания | time |
okno | В каком окне обслуживался | int |
zv | Подача звукового сигнала при вызове | boolean |
syf | Ввод на табло номера | boolean |
Сущность «Пароли администратора» хранит информацию о паролях входа в панель администратора, атрибуты представлены в таблице 5.
Таблица 5. Атрибуты сущности «Пароли администратора»
Имя поля | Данные | Тип |
id | Счетчик | int |
password | Пароль для входа в панель администратора | varchar |
Построенная ER-модель в графической нотации представлена на рис. 6

При помощи модели «сущность-связь» на высоком уровне проанализирована предметная область, выявлены её важнейшие сущности, а также их атрибуты и характер взаимосвязей.
Таким образом, мы осуществили все этапы проектирования и можем перейти к разработке и дальнейшему документированию комплекса информационных программ электронной очереди для энергосбытовой компании.