ПЕТЛИЧНЫЙ ИЛИ ГОЛОВНОЙ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ КОМПАКТНОГО МИКРОФОНА
головные микрофоны имеют перед петличными микрофонами два основных преимущества: они располагаются ближе, и находятся на одинаковом расстоянии ото рта. Поэтому Вы гарантировано получаете постоянный коэффициент усиления и чистый звук. Такие микрофоны могут фиксироваться на одном ухе или иметь затылочную дужку и крепиться на оба уха одновременно. Второй вариант гарантирует более надежную фиксацию микрофона, а легкий металлический каркас не будет приносить дискомфорт даже при длительном использовании.
Еще один важный момент: сколько человек будет использовать микрофон. Для одного человека лучше подойдет головной микрофон с жесткой ушной дужкой и жестким микрофонным «бумом». Если же микрофон предполагает использование несколькими людьми, то практичнее будет сделать выбор в пользу Flex исполнение с гибким «бумом». Головные микрофоны отличный вариант для ведущих ТВ-шоу, актеров театра или ведущих лекториев или семинаров.


Несмотря на то, что современные головные микрофоны имеют очень аккуратное исполнение и малозаметны, есть ряд случаев, когда недопустимо наличие микрофона в кадре (например, при съемках кино или реалити-шоу), стоит обратить внимание на петличные микрофоны. Они компактны и легко прячутся под одеждой или в волосах.


— Следующий важный момент – диаграмма направленности микрофона.
Данная характеристика указывает зависимость чувствительности микрофона от местоположения источника звука.

Всенаправленные (круговая диаграмма) – использование всенаправленных микрофонов целесообразно, когда необходимо улавливать максимальное количество пространственных звуков. Микрофоны с такой направленностью имеют более широкий НЧ-диапазон, по сравнению с другими, что очень актуально при работе с определенными инструментами. Если Вам нужен всенаправленный микрофон, отлично подойдет головной микрофон Countryman E6, петличные Сountryman B6, AKG C417 или Sennheiser MKE2 Gold.
Однонаправленные – самый распространенный тип микрофонов. Однонаправленные микрофоны в свою очередь делятся на три диаграммы направленности: кардиодную, суперкардиодную, гиперкардиодную. Все три типа не фиксируют или плохо фиксируют заднеосевой и внеосевой звук, исходящий сбоку или позади микрофона. Данные диаграммы имеют значение при записи звука в шумных местах и на концертах, где требуется узконаправленная передача звука, без посторонних шумов.
Кардиодная– диаграмма записи по форме напоминает сердце (отсюда и название – кардио). Данные микрофоны воспринимают звук спереди и совсем немного по бокам, звук, который исходит сзади микрофона не будут слышен на записи вообще. Такие микрофоны стоит использовать в шумных местах и в помещениях с плохой акустикой. Подойдет для таких целей Sennheiser MKE104, AKG LC81MD или Сountryman B2D c соответствующим капсульным колпачком.
Суперкардиодная – отличается немного более узким диапазоном восприятия звука спереди, нежели в кардиодной. Помимо записи звука спереди и немного по бокам, данная диаграмма частично воспринимает звук позади микрофона. Такой диаграммой направленности обладает головной микрофон Countryman E3.
Гиперкардиодная – диаграмма, которая имеет еще более узкую зону восприятия звука сбоку, но при этом более широкую сзади. Примеры микрофонов с гиперкардиоидной диаграммой — Countryman B2D, Sennheiser ME-4.
Двунаправленные – данные микрофоны улавливают звук как сзади, так и спереди, но сбоку чувствительность значительно ниже, чем у однонаправленных. Такие микрофоны удобны для записи разговора двух собеседников, которые расположены друг на против друга или вокального дуэта. Также двунаправленный микрофон отлично подойдет для записи музыкальных инструментов. Отличным двунаправленным микрофоном является Countryman I2.
Стоит также сказать о мультидиаграммных микрофонах. Данные устройства имеют возможность переключения диаграмм направленности – например, с кардиодной на гиперкардиодную и т.д.
— Чувствительность
Очень важный параметр, обозначающий, насколько тихий звук способен записать микрофон. Чувствительность – это отношение напряжения на выходе микрофона к воздействующему на него звукового давления при заданной частоте (зачастую это 1000 Гц). Чувствительность выражается в милливольтах на паскаль (мВ/Па) или в переводе на децибелы (дБ), правильное значение в дБ обозначается со знаком «-» (минус), но некоторые производители могут не указывать минус. Чем ниже показатель, тем более тихий звук способен записывать микрофон – это если измерения в дБ. Если показатель в мВ/Па, то наоборот – чем выше показатель, чем более тихий звук записывает микрофон. Пример: микрофон с чувствительностью -60 Дб (1.00 мВ/Па) менее чувствителен, чем микрофон с чувствительностью -50 Дб (3.17 мВ/Па).
— Уровень звукового давления (УЗД)
Можно сказать, что это противоположность чувствительности, ведь УЗД показывает, с насколько громким звуком может работать микрофон, выражается характеристика в дБ. Данный параметр стоит учитывать, если есть намерение записывать такие громкие инструменты, как барабаны или при записи громких концертов. Чем выше показатель, чем более громкий звук микрофон может записать без искажений.
— Амплитудно-частотная характеристика
АЧХ — Выходной уровень микрофона по всему рабочему спектру частот и чувствительность к ним.
Микрофон, выход которого одинаков для всех частот имеет пологую АЧХ. Микрофоны с пологой АЧХ обычно имеют расширенный диапазон. Они воспроизводят сигналы от различных источников звука без изменения или окраски оригинального звука.
Микрофон, чья АЧХ имеет пики или провалы в определенных частотах имеет рельефную АЧХ. Рельефная АЧХ обычно используется в конкретных приложениях. Например, микрофон может иметь пик в области 1-2 кГц, чтобы улучшить разборчивость вокала.