Отличие аудита СМК и аудита поставщика на соответствие требованиям заказчика
Современные высокотехнологичные изделия примерно более чем на 80% состоят из комплектующих, произведенных различными поставщиками. Качество финального продукта в значительной степени зависит от качества работы подрядчиков. Подобная ситуация определяет повышенные риски производителя конечного изделия при исполнении его обязательств. Как и любыми другими рисками, рисками в области поставок необходимо управлять.
Эффективным инструментом для оценки, отслеживания и контроля является аудит поставщика. Практика данных аудитов распространена в отраслях, производящих высокотехнологичную продукцию, например, в автомобилестроении и авиастроении.
Обычно заказчик разрабатывает процедуру и методику аудитов в зависимости от типа закупаемой продукции и этапа жизненного цикла заказа: так, аудиты могут проводиться во время выбора поставщика, на этапе подготовки или во время серийного производства.
На каждом этапе заказчик проверяет поставщика на соответствие требованиям, наличие приемлемых регламентов и документирование необходимой информации. Требования заказчика обеспечивают оптимальный для него уровень трех основных показателей: качество, сроки, цена (принцип On-quality, On-time, On-cost). Системное соответствие этих параметров целевым значениям определяет удовлетворенность заказчика работой поставщика. Зачастую такие требования общедоступны, чтобы новые и потенциальные поставщики могли заранее самостоятельно оценить свой уровень соответствия.
В России аудиты поставщика не всегда фокусируются на конкретных требованиях заказчика. Заказчик может ограничиться проверкой своего поставщика на соответствие требованиям того или иного стандарта в области системы менеджмента качества. Сертификация СМК на соответствие международным и национальным стандартам, безусловно, доказывает способность организации выпускать качественную продукцию. Однако зачастую заказчик разрабатывает или конкретизирует собственные требования, опираясь на определенный стандарт, и в таком случае поставщик должен соответствовать более расширенному и детальному перечню параметров.
Именно поэтому аудит поставщика со стороны заказчика считается в значительной степени сложным и комплексным. Например проверка соответствия качества и количества товаров, известно, что предприятия, успешно прошедшие аудит BMW, гордятся этим больше, чем сертификатом соответствия международному стандарту IATF 16949 «Менеджмент качества для автомобильной промышленности». Airbus готовит своих поставщиков к прохождению аудита по своей собственной методике – Industrial Process Control Audit (IPCA) – в специальном учебном центре, Air Business Academy.
Чем же отличается аудит поставщика на соответствие требованиям заказчика от стандартного аудита СМК? Следует выделить четыре основные характеристики.
- Цель
Сегодня заказчику недостаточно знать, что поставщик соответствует общим требованиям к СМК. Заказчик хочет, во-первых, убедиться в способности поставщика обеспечивать своевременные поставки качественной продукции по приемлемой цене (On-quality, On-time, On-cost); а во-вторых, выявить риски сотрудничества с поставщиком, чтобы вовремя предупредить их наступление.
- Объект проверки
При аудите поставщика проверяется деятельность, относящаяся к предмету поставки, независимо от того, охвачена ли она областью распространения СМК в организации поставщика или нет.
Обычно заказчик значительное внимание уделяет таким процессам, как проектирование, планирование и подготовка производства, а также непосредственно производство интересующего его продукта.
- Критерии проверки
Как известно, при аудите СМК проверяется соответствие деятельности поставщика, охваченной областью распространения СМК, стандарту ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования» и/или другому отраслевому стандарту, основанному на ISO 9001 https://sinogroup.ru/ (например, IATF 16949 в автомобильной отрасли, EN 9100 в аэрокосмической отрасли и т.д.)
При аудите поставщика в качестве критериев проверки выступают требования, которые установил сам заказчик. Обычно эти критерии переносятся в чек-лист аудитора в виде вопросов. Например, как правило, заказчик ожидает от своего поставщика клиентоориентированности, поэтому одним из критериев проверки становится трансляция требований заказчика внутри организации поставщика и далее – субпоставщикам. В чек-листе аудитора в этом случае будут присутствовать вопрос: «Как обеспечивается трансляция требований заказчика?»
Определение критериев проверки – сложная работа, требующая от заказчика комплексного подхода и системных знаний в разных областях. Однако корректно определив критерии проверки, заказчик может сфокусироваться на тех аспектах, которые непосредственно относятся к способности поставщика обеспечивать стабильные поставки нужной продукции On-quality, On-time, On-cost.
- Методика
С учетом большого количества поставщиков крупный заказчик не может себе позволить работать каждый раз по-новому. Он разрабатывает подробные чек-листы, снабжает своих аудиторов инструментарием с детальными пояснениями и автоматизированным подсчетом баллов, защищает свои информационные системы от несвоевременного ввода данных. Фактически, многие крупные заказчики разрабатывают собственные методики аудита поставщиков.