Особенности отечественного рынка спецтехники
В целом специфика российского вторичного рынка спецтехники выявляет отсутствие системы аукционных продаж или большого числа специализированных продавцов секонд-хенда. Обычно б/у техника в СНГ продается через объявления в Интернете, либо через партнеров и знакомых, либо просто стоит «до лучших времен». В Европе, Азии, США вторичный рынок является многомиллиардной индустрией. Причиной, возможно, является тот факт, что страны СНГ ввиду макроэкономических причин сами по себе занимают роль потребителей на мировом вторичном рынке. Продать из СНГ в те же Штаты затруднительно из-за значительной наработки и плохого технического состояния машин и оборудования. Еще одна проблема – таможенные и логистические вопросы, которые отбивают желание у западных клиентов приобретать такую технику. Специалисты по продажам отмечают факт интереса к б/у технике из России, в том числе отечественного производства, со стороны компаний из Восточной Европы, среднеазиатских стран СНГ, Монголии. В большинстве случаев покупателей отпугивают те же сложности таможенного характера и удаленность доставки. Таким образом, пока основным покупателем на вторичном рынке в России остается внутренний клиент.
Формы финансирования покупок
Поскольку спрос на подержанную технику достаточно высок, возникает вопрос о финансировании. Варианты все те же – лизинг, кредит или собственные средства. Надо отметить и то, что в наиболее тяжелый период кризиса, в 2008–2009 гг., довольно широко распространилась практика продаж в рассрочку до 3…6 месяцев. Такие сделки обычно предлагались лизинговыми компаниями в отношении изъятой техники. Покупателю приходилось оплачивать не менее половины стоимости машины, а остальное оплачивать частями. Некоторые продавцы в таких случаях запрашивали финансовую отчетность покупателя, чтобы хоть как-то быть уверенными в его платежеспособности. Сейчас такой вариант возможен разве что на залежавшийся товар, поскольку потребители более-менее ожили и достаточно активно скупают ликвидную технику с пробегом. Специалисты даже отмечают случаи покупки «про запас» при наличии хорошего предложения.
Лизинг спецтехники, он же финансовая аренда, последние годы стал относительно известным инструментом привлечения ресурсов для обновления основных средств. Напомним суть сделки. Лизингополучатель обращается в лизинговую компанию за финансированием приобретения конкретной машины. Лизинговая компания покупает актив в свою собственность, но при этом передает его лизингополучателю во владение и пользование. Предприятие выплачивает лизинговые платежи и в итоге получает право собственности. Очевидные преимущества этой услуги перед обычным кредитованием налицо. При кредите в большинстве случаев банк потребует предоставления залога. Причем постарается в первую очередь получить в обеспечение не старые станки или технику, а недвижимость. Также кредит обычно предполагает «привязывание» клиента к банку через открытие расчетного счета и проведение оборотов по нему. Кредитные средства дают относительную свободу распоряжения деньгами, а приобретенные на них техника и оборудование остаются в вашей собственности. А главные достоинства лизинга в том, что это предусмотренные законодательством налоговые выгоды, касающиеся налогов на прибыль и на имущество, а также «возврат» НДС. Как правило, лизинговая компания не требует залога, ведь предмет лизинга остается в ее собственности до окончания договора финансовой аренды, что является обеспечением по сделке. Финансовая аренда выгодна не только участникам сделки, но и государству: через нее стимулируется реальный сектор экономики – производство. Созданные исключительно для лизинга налоговые льготы становятся лишним поводом для производственного предприятия заниматься изготовлением конечного продукта и развитием инфраструктуры, а не уходить в торговлю.
Говоря о лизинге подержанной техники, можно отметить два сложившихся варианта. Лизинговые компании выступают финансирующей стороной, а продавцом является либо обычная производственная компания-владелец, либо профессиональный поставщик секонд-хенда, либо лизинговая компания или банк с их изъятой техникой. Второй вариант – лизинговые компании сами продают вам изъятую технику и снова выступают финансовым партнером. Эта схема выглядит следующим образом. Предлагается некая фирма, которая покупает изъятую технику у лизингового оператора, снова продает ему, а машина передается вам по вновь заключенному договору лизинга. Причиной таких сложностей является действующее законодательство – кредитное учреждение не может быть одновременно и продавцом, и кредитором. Малоприятный момент здесь – упомянутый посредник, через которого продается оборудование, за свои услуги всегда потребует хотя бы небольшое вознаграждение в виде наценки.