ОБЛАЧЕНИЕ АРХИЕРЕЯ - Автоцентр МСК

ОБЛАЧЕНИЕ АРХИЕРЕЯ

Облачение архиерея (архиерейское, епископа, епископское), как и облачение священника, состоит из подризника (подсаккосника), епитрахилипоясапоручей, только риза у него заменяется саккосом, а набедренник палицею. Поверх саккоса архиерей надевает омофорпанагию с крестом и митру.

САККОС

Саккос – это украшенное звонцами верхнее архиерейское облачение, похожее на укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь. По бокам саккоса пришиты 33 фибулы-пуговицы (по 16 с боков и одна около выреза для головы), что напоминает о числе лет, прожитых Христом на земле. В переводе с еврейского “саккос” означает “рубище”. Саккос считается одеждой покаяния и смирения, древние иудеи носили саккос в дни покаяния, монашеские-ремни.рф поста и скорби. Саккос символизирует багряницу Спасителя (багряница – одеяние пурпурного цвета, в древности – одежды царей – знак верховной власти). На Иисуса с целью его осмеяния было надето одеяние пурпурного цвета, возможно красный плащ римских воинов (в Мф 27:28 названо багряницей, в Мк 15:17, 20 и Ин 19:2, 5 – порфирой). Под саккос надевается подсаккосник. В Византии саккос был одеждой императора и его приближенных. В ХI-ХII вв. саккос стал входить в богослужебную практику в качестве облачения константинопольского Патриарха, затем в саккос стали облачаться другие восточные патриархи, а также московский Митрополит. С XVI в. на востоке и с начала XVIII в. в России саккос становится обязательным облачением архиереев, заменив собой фелонь. Саккос украшается золотным шитьем, личными изображениями, орнаментальным шитьем и нашивными крестами.

ОМОФОР

Омофор – длинная широкая лента, украшенная крестами, которая надевается поверх саккоса, бывает великий омофор и малый омофорОмофор символизирует заблудшую овцу, принесенную добрым пастырем на плечах в дом (Лк.15:4-7), т. е. омофор знаменует собой спасение человеческого рода Иисусом Христом. А облачённый в омофор архиерей изображает собой Доброго Пастыря монашеские ремни (аллегорическое изображение Иисуса Христа в виде пастушка с овцой на плечах, заимствовано из Ветхого Завета), который несет заблудшую овцу на плечах к незаблудшим (то есть к ангелам) в дом Отца Небесного. Великий омофор выполнен в виде длинной широкой ленты с изображениями крестов, он огибает шею архиерея и спускается одним концом на его грудь, а другим на спину. Малый омофор – это широкая лента с изображениями крестов, оба конца которой спускаются на грудь. Спереди лента омофора сшита или скреплена пуговицами.

ПАЛИЦА

Палица – четырехугольный матерчатый плат (ромб), привешиваемый за острый угол у правого бедра поверх саккоса на ленте. Палица является частью богослужебного облачения архиерея архиерейский ремень, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника, которому дается за отлично-усердную службу в качестве награды. Палица – символ духовного оружия – слова Божия. Ппалица является необходимой принадлежностью богослужебного облачения архиереев и архимандритов. Протоиереи получают право носить палицу от правящего архиерея в награду за усердное служение. По сравнению с набедренником палица относится к более высокому уровню, так как олицетворяет ещё и край полотенца, которым Иисус Христос отирал ноги своим ученикам.